Да, радикальный исламизм и нацизм сопоставимы
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
О Конгрессе Новости Конгресса Читальный зал
    Еврейские новости Деятельность Аналитика
      Лидеры Мониторинг ксенофобии Контакты

        СМИ

        Да, радикальный исламизм и нацизм сопоставимы

        AFP / Photo Thomas Coex

        Да, радикальный исламизм и нацизм сопоставимы

        22.10.2012

        Проявить снисходительность к радикальному исламизму – то же самое, что проявить снисходительность к нацизму. Эта мысль, которую я высказал президенту Франсуа Олланду в Елисейском дворце 7 октября, должна была привлечь его внимание к проблеме. Эта встреча состоялась после ликвидации террористической группы, которая убедила меня в решительном настрое властей, однако навела и на очень тревожные мысли. Она раскрыла глаза на возможность существования других, пока еще спящих ячеек, состоящих из активистов, готовых пойти на смерть.
        Сравнение радикального исламизма с нацизмом шокировало некоторых людей, которые пережили нацистские времена, эпоху облав на евреев и массовых убийств. Они считают, что любое сравнение с нынешней ситуацией попросту неприлично. Некоторым из них известно, насколько моя жизнь зависит от этой истории, и как я ненавижу все, что может походить на глупую аналогию. Тем не менее, речь здесь идет вовсе не о совершенных преступлениях: тяжесть преступлений нацистов намного превышает все, что было в истории человечества. Речь идет о доктрине, словах с суффиксом «изм», которые определяли и определяют поведение людей, причем - иногда во зло всему человечеству. Речь идет об идеологии.
        Разумеется, радикальный исламизм – это вовсе не то же самое, что ислам и даже исламизм, под которым обычно подразумевается синоним политического ислама. Исламизм – это восприятие мира, против которого нужно выступить во весь голос, если мы не согласны со смешением духовного и мирского под одной политической «крышкой», вне зависимости от ее религиозной этикетки. В то же время «радикальный исламизм» отражает мировоззрение, которое требует продолжать божественное дело, безжалостно уничтожая всех врагов. Специалисты по исламу ведут поиски подходящего понятия, и некоторые предпочитают называть его салафизмом. Но раз я не специалист, то остановлюсь на формулировке «радикальный исламизм». Как бы то ни было, обозначаемое им явление заметно невооруженным взглядом. Сейчас же крайне важно оценить опасность, которую оно представляет.
        У нацизма и радикального исламизма существует два очевидных общих момента: первый – это статус еврея как приоритетного врага, второй – его обесчеловечивание. Просматривается какая-то непонятная стыдливость в нежелании перенести понятие «антисемитизм» на апокалиптическую ненависть к евреям, которая прослеживается в хартии ХАМАС («Не наступит час (день страшного суда), пока мусульмане не победят евреев, не убьют их, и будут преследовать их…»). Получается, раз арабы сами - семитский народ, то они попросту не могут быть антисемитами… Как будто автор этого термина Вильгельм Марр (Wilhelm Marr) имел в виду кого-то еще помимо евреев, когда ввел его в употребление! Необходимо признать, что антисемитизм – это важная составляющая идеологии радикального исламизма сегодня, как и нацизма в прошлом.
        Как бы то ни было, обесчеловечивание «другого», вероятно, является еще более значимым сходством. Для нацистов евреи были тараканами, крысами, вшами или даже просто бактериями-переростками. Для радикальных исламистов иудеи и христиане - это макаки, свиньи, ослы и собаки. Эксперты обсуждают разные определения, и мы можем поспорить насчет места в животной иерархии, однако сигнал по своей сути один и тот же: враг лишь внешне похож на человека. А настоящее знание заключается в умении видеть его звериную сущность.
        Примо Леви (Primo Levi) написал незабываемые строки об этом процессе обесчеловечивания людей у нацистов. Зоология ненависти давно укоренилась в радикальных проповедях. Объявить, что враг – не человек, значит разрешить убивать его без зазрения совести. Более того, это означает, что убить можно даже ребенка: Гиммлер говорил о трудностях работы солдат СС с евреями, которых несведущий человек мог бы принять за людей. Мохаммед Мера (Mohamed Merah) в упор выстрелил в висок четырехлетнему ребенку, тогда как нацисты разбивали детям головы о деревья, чтобы экономить патроны.
        Мохаммед Мера с гордостью снимал свои убийства. И эти жуткие кадры едва не попали в интернет. Можно с уверенностью сказать, что в противном случае они бы отнюдь не вызвали волну ужаса и возмущения, а лишь придали уверенности новым убийцам. Получается, что идеология с опорой на божественное начало еще более неразборчива в публичных преступлениях, чем та, что была основана на теории сверхчеловека (если, конечно, не принимать во внимание технический прогресс)? Хотя какая разница… Угрызения совести никогда не были присущи фанатикам и убийцам ни в нацизме, ни в радикальном исламизме.
        Возможно, что между двумя доктринами действительно могут быть исторические связи. Специалисты делают упор на взаимоотношениях и сговоре, которые (даже не считая фигуры иерусалимского муфтия) связывали нацизм и исламские политические движения тех времен, зародившиеся в атмосфере враждебности к западной колонизации. Кроме того, Израиль стал новым катализатором этой ненависти и перенаправил на себя многие ее очаги. Нацизм также объединил в своей идеологии самые разные векторы злобы.
        Границы между различными аспектами исламизма довольно размыты. Кто может с уверенностью сказать, что влияние исламистской идеологии Сайида Кутба ощущается только среди «Братьев-мусульман», но не среди салафитов? Как бы то ни было, в мире действительно существует идеология радикального исламизма, которая заключается в убийствах во славу Аллаха. Влияние этой идеологии отнюдь не идет на спад. И с ней не получится достичь никаких компромиссов. Как и в прошлые времена, сейчас звучат призывы проявить сдержанность. Однако история уже показала, что мы будем сами виновны в своих бедах, если продолжим упорствовать в своей слепоте.
        Ришар Праскье, глава Совета еврейских организаций Франции (CRIF), Le Monde

        inosmi.ru

        Наверх

         
        Шелдон Адельсон пожертвует $20 млн на расширение университета в Ариэле
        23.06.2017, Образование
        В Вильнюсе приводятся в порядок исторические здания, принадлежащие еврейской общины
        23.06.2017, Общинная жизнь
        Ривлин предостерег от угроз, которые несут социальные сети
        23.06.2017, Израиль
        Состоялась церемония закладки первого камня парка имени Йони Нетаниягу
        23.06.2017, Израиль
        МНС Беларуси разъяснило ситуацию с взиманием налогов с жертв Холокоста
        23.06.2017, Евреи и общество
        В Дрогобыче увековечат память немецкого Праведника народов мира
        23.06.2017, Холокост
        «Хизбалла» устанавливает наблюдательные вышки на границе с Израилем
        23.06.2017, Мир и Израиль
        Письма Эйнштейна продали с аукциона за $210 000
        23.06.2017, Наука
        Две новые авиакомпании будут летать из Одессы в Тель-Авив
        23.06.2017, Мир и Израиль
        Венгрия проигрывает дело о реституции коллекции барона Херцога
        23.06.2017, Холокост
        Все новости rss